Что делать, если ребенок плохо говорит, не выговаривает звуки или вовсе молчит?

Автор: Дата: 02.05.2015 7 комментариев

Проблемы с речью у детей родители сталкиваются, когда малыша пора отдавать в сад. Основные жалобы:

  • Ребенок плохо говорит;
  • Ребенок не выговаривает звуки или буквы;
  • Ребенок не говорит, но все понимает.

ребенок не разговаривает


Нормы формирования речи у детей

Для начала, несколько слов о норме.

В первый год развития малыша преобладает эмоционально-положительное общение со взрослыми. Появляется потребность в общении, совершенствуется голосовые реакции, интонации. Если процесс идет медленно (длительная болезнь, дефицит общения), то речь недостаточно формируется и ребенок отстает в речевом развитии.

На втором году общение со взрослыми переходит в предметно-действенную область. Совместное выполнение работы по дому, игры, прогулки помогает узнать названия вещей, накопить знания и опыт о практическом их назначении, формируется активный и пассивный словарь. Ребенок пробует пользоваться словами.

Подробнее о нормах

  • 1 год и 3 месяца: словарный запас 6–10 слов. Ребенок понимает простые требования «пей сок», «дай куклу» без указания на них рукой. Узнает предметы на картинке.
  • 1 год и 9 месяцев: говорит 7–20 слов, называет не только предметы, но и действия «бух» — упал. Показывает и называет предметы на картинках.
  • 2 года. Словарный запас активно пополняется. Использует местоимения «я», «мы», «мне». Строит простые предложения из 2–4 слов. Повторяет цифры 1, 2 в правильном порядке, и понимает, что означает число 1. С опорой на иллюстрации, а потом и без них понимает короткие сказки и рассказы.
  • 2 года и 6 месяцев. В запасе около 500 и более слов, общение происходит с помощью предложений. Ребенок называет свое имя, возраст, пол. Применяет множественное число в названии предметов и действий. Выполняет задания типа «положи куклу под одеяло», а также ему под силу конструкции «сначала покушаем, а потом пойдем гулять». Задает вопросы, делится мыслями, впечатлениями.
  • 3 года. В словаре 1500 слов. Знает цвета, форму. Строит сложные предложения, задает очень много вопросов. Нравятся длинные сказки.
  • 4–5 лет. В запасе 2500–3500 сов. Правильно произносит звуки. НЕ только рассказывает, но и пересказывает услышанный текст, выражает свое отношение к событиям. Пользуется всеми частями речи. Использует абстрактные понятия.


Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?

Прежде всего, родителей должны насторожить такие моменты, как:

  • в 3 месяца малыш не поворачивает голову, при обращении к нему по имени.
  • в 4–6 месяцев не ищет источник звука, отсутствует реакция на перемену интонации. В лепете, который приходит на смену гулению, отсутствуют звуки «б», «м» и «п».
  • в 10–12 месяцев не понимает слов, которые в семье употребляются часто. Не оборачивается, когда его зовут. Не пытается подражать взрослой речи. Привлекает к себе внимание только плачем.
  • в 1–2 года не может показать на картинке изображение: «где собачка?», «где мяч?». Не понимает смысла простых вопросов.
  • в 2–3 года путает «вниз» и «вверх». Не выполняет 2 последовательные команды: «подними куклу и дай мне ее». Затрудняется назвать знакомые предметы, не составляет короткие фразы из 2–3 слов.
  • в 3–4 года не отвечает на простые вопросы «Кто?», «Что?» «Где?». Речь упрощена. Большинство звуков произносится неправильно. Чужие люди не понимают, что говорит ребенок.

К специалисту нужно показаться, если ребенок молчит после 2 лет. До этого времени его энергия может уходить на освоение других сфер. Это считается вариантом нормы.

Принять такого ребенка могут детский невролог, детский психиатр или логопед.


Частые вопросы

— Если ребенок меняет местами слоги?

Такой дефект произношения может быть в сложных по своей структуре словах. Если это случается каждый раз при произношении одного и того же сова, обратите внимание ребенка, повторите слово по слогам. Произносите его вместе, пока он не почувствует разницу. Помощь логопеда нужна, если перестановка слогов случается часто и во многих словах.

-Задержка речевого развития произошла из-за проблем во время беременности или родов. Малыш все понимает, но не говорит.

В связи с задержкой созревания высшей мозговой деятельности у таких детей снижена познавательная деятельность, речь замедленная и своеобразная. В норме малыши начинаю лепет в возрасте до 8 месяцев, а такие ребята это делают с 12 до 24 месяцев. Первые слова стоит ждать после 3 лет, а фраз – гораздо позднее. Консультация и наблюдение невролога и логопеда в этом случае обязательны. Очень важно исключить или вовремя определить аутизм у ребенка

-Ребенок после 3 лет говорит нечетко.

Это называется дислалией. Встречается наиболее часто при  условии, что слуховой и речевой аппараты в порядке. Дислалия может быть возрастной и с после 5 лет проходит. Причины ее:

  • «сюсюкание» с малышами;
  • двуязычие в семье;
  • родители не обращают внимание на то, как говорит их ребенок;
  • неполноценна речь окружающих.

Органическая дислалия появляется при дефектах артикуляционного аппарата, нарушении строения и расположения зубов, неба, языка, длины уздечки. Для коррекции нужны регулярные занятия у логопеда.


Что делать, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь?

  • Часто разговаривайте с малышом с самого его рождения.
  • Комментируйте свои и его действия.
  • Обсуждайте происходящее вокруг.
  • Задавайте вопросы и всегда выслушивайте ответы, даже если ребенок выражает их не словами, а мимикой или жестами.
  • Отвечайте вместо малыша, повторяя несложные короткие фразы.
  • Развивайте мелкую моторику (рисование и игры на песке, лепка, собирание пазлов, выкладывание мозайки).

ребенок плохо говорит

  • Полезен массаж кистей, гимнастика для пальцев «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес пошел».
  • Строго соблюдайте назначения специалистов.


Еще по теме:

7 комментариев на «“Что делать, если ребенок плохо говорит, не выговаривает звуки или вовсе молчит?”»

  1. seoonly.ru:

    Главное развитие! Вы правы!

  2. Линара:

    Фотография обалденная последняя!))) тема вообще популярная, с двух лет начинают родители уже беспокоится о том, говорит или не говорит ребёнок….нужен ли им логопед или нет в нашем садике эта тема актуальна всегда)

    • MamaDoctor:

      У нас к логопеду обращаются как раз перед садиком, когда нужно чтобы ребенка понимали. А до 2 можно не особо настаивать. Особенно если в семье есть кто-то «говорливый»)) Некоторые считают, что он говорит и за себя и за мылыша

  3. Анастасия:

    Тема, действительно, очень популярная для молодых родителей. Но, мне кажется, все так относительно. Сегодня ребенок не говорит, а завтра тараторит без умолку. Важно не под нормы подстраивать ребенка, а дать ему естественную среду для развития речи, и плюс любящих и понимающих родителей.

    • MamaDoctor:

      Да, но нормы скорее для специалистов, логопедов. Бывает и так, что родители поздно бьют тревогу. Становление речи ребенка продолжается до 5 лет, но это не значит, что не нужно обращать внимание на дислексию, дислалию.

  4. Майолика:

    В моей семье старший ребенок заговорил в 3 года. Так теперь его не угомонишь, до чего болтливый. 🙂
    Вообще, речь — это и генетическая предрасположенность. Поскольку я «говорунья», а муж молчун, то и дети очень разные — один двое болтунов, а один — не очень — и слова трудно подбирает, и предложения строит с паузами, хотя лексика необычайно сложная и фразы по-преимуществу сложноподчиненные (хотя и с паузами). Вообще, слушать его сплошное мучение, конечно….

  5. Андрей:

    Моей племяннице скоро уже будет третий год и она до сих пор разговаривает местоимениями. А запас слов состоит примерно из 10-20 слов, причем складывать предложения и говорить у неё никак не получается… Причину, конечно, знаем, она у нас все это время болела и редко выходила на улицу и не общалась с другими детьми. Надеемся, что все таки как отдадим её в садик, пообщавшись с детьми, она заговорит))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.