Как заниматься с ребенком аутистом в домашних условиях

Автор: Дата: 10.12.2015 Комментариев нет

Эта статья является продолжением разговора о детях-аутистах. Поэтому для начала советую ознакомиться с ней: «Непохожие на других: признаки аутизма у детей«.

После того, как малышу поставлен диагноз» расстройство аутистического спектра», многие родители понимают, что не все потеряно. Но как заниматься с ребенком аутистом дома? Существуют специальные занятия, которыми вы вполне можете овладеть самостоятельно.

Благодаря коррекционным занятиям совершается настраивание ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром. Важно, чтобы ребенок чувствовал эмоциональный комфорт и безопасность, а значит, будет происходить и корректирование поведения.

Как заниматься с ребенком аутистом дома?


«Я» в семье

Прежде всего, особое внимание стоит уделить местоимениям. Аутичные малыши долго называют себя только по имени, не используя местоимение «я», путают мужской и женский род местоимений и т. д. Поэтому как можно раньше обращайте внимание ребенка на смысловую нагрузку местоимений, их родовую принадлежность. Разучите с малышом простую считалочку: «Я, ты, он, она — вместе дружная семья». Для игры в считалочку мама, папа и ребенок должны сидеть достаточно близко друг к другу.
Называя местоимение «я», приложите ладонь малыша к его груди, «ты» — его ладошку прижмите к себе, «он» — покажите ручкой ребенка на папу (или дедушку), «она» — на бабушку (тетю). На фразе «вместе мы дружная семья», все вместе с ребенком возьмитесь за руки, образуя круг. Пожмите друг другу руки и повторите: «я» (теперь каждый должен приложить свою руку к своей груди), «ты» (взрослые указывают на ребенка) и т. д. Проговаривайте местоимения вместе с ребенком несколько раз.

Такая считалочка обычно очень нравится детям и помогает им наглядно понять, какой смысл вкладывается в местоимения. Прорабатывая местоимения, в своей речи выделяйте их голосом, тем самым помогая ребенку понять, о ком вы говорите.


Чтение по ролям

Если речевые возможности ребенка позволяют, пробуйте читать по ролям. Возьмите для начала простую детскую сказку К. Чуковского «Телефон». Читайте сказку ребенку несколько дней подряд самостоятельно. Когда малыш запомнит хотя бы ее начало, пробуйте читать по ролям. Доверьте ребенку роль, в которой меньше текста:
— У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (удивленная интонация)
— Слон (отвечает ребенок) и т. д.

 

Как заниматься с ребенком аутистом дома?


Собственное мнение

Для работы с аутичным ребенком отлично подходят книги, в которых ребенок выступает полноценным собеседником. В случае, когда речь ребенка развита слабо, мотивируя кроху к общению, можно воспользоваться, например, русской народной сказкой «Спор животных», в которой домашние животные рассуждают, что же вкуснее всего.

Гусь доказывает, что самая лучшая пища — червяк, собака — кость, корова выбирает хрустящую молодую травку…

Как заниматься с ребенком аутистом дома?

Мальчику 12 лет и у него аутизм. Он построил из Lego «Титаник»

В конце сказки хозяйка фермы, на которой живут животные, решает разрешить спор, обращаясь к вашему малышу: что же он считает самым вкусным? Зная гастрономические пристрастия ребенка, первое время помогайте ему с ответом. Подобные сказки не просто стимулируют речь, они расширяют кругозор ребенка, показывая на наглядном примере, где живут домашние животные, как они выглядят, чем питаются и т. д. Наглядность больше способствует запоминанию, а включенность в процесс общения помогает создать диалог с ребенком.
В этом смысле учебные пособия, где на белом листе бумаги изображены различные животные, малоэффективны.

Для аутичного малыша очень важно помочь выстроить логическую цепочку: то есть показать предметы во взаимосвязи, одновременно обозначив их принадлежность и предназначение. Например, из последней сказки ребенок должен вынести следующую информацию: гусь, корова, утка, коза и собака — домашние животные, они живут в деревне у своей хозяйки. Гусь и утка — дают мясо и яйца, корова и коза — молоко, а собака охраняет двор.
Рассматривая животное на картинке, привлеките внимание малыша к каждой детали, используя знакомые ребенку прилагательные.

Например, расскажите, что поросенок толстенький, гладенький, розовый (сделайте паузу, дайте ребенку переварить услышанное); хвостик и ножки у него короткие (опять возьмите паузу), а ушки и глазки маленькие. Всегда интонируйте эпитеты голосом: «высо-о-кий» (голос раскатистый, звонкий), «боль-шо-ой» (голос низкий, произносится почти басом), «ма-аленький» (голос тонкий, тихий).
Проводя коррекционные занятия с аутичными детьми, как и с обычными детьми, нужно «идти за ребенком», подходить гибко к построению каждого занятия. Нужно действовать поэтапно и помнить: занятие с аутичным ребенком — деликатное дело, которое требует ощутимых временных затрат.



Еще по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.